Санкции и уход с российского рынка киноиндустрии зарубежных премьер сильно ударили по киносетям России. Некоторым пришлось сократить количество залов, другие стали работать только по выходным, а некоторые и вовсе закрылись. Смотрим, как выживали крупнейшие киносети в РФ в 2022-2023 годах, и в каком состоянии они находятся на текущий 2024 год.

Объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино»

Киносеть «Синема парк» и «Формула кино» образовалась в 2017 году путем слияния двух сетей. На сегодняшний день это крупнейшая сеть кинотеатров в России. И это несмотря на все сложности, с которыми корпорации пришлось столкнуться в период действия санкций. Только в марте 2022 года киносеть потеряла половину выручки из-за стремительного снижения посещаемости кинотеатров в разных городах РФ. Причиной тому стала отмена голливудских премьер, которые приносили компании 80% доходов.

За 2022 года сеть кинотеатров понесла огромные убытки, из-за чего даже планировалось перепрофилирование залов. Но в 2023 году ситуация постепенно стала налаживаться, что повлекло за собой показы громких отечественных кинопремьер — «Чебурашка», «Непослушник» и «Свободные отношения».


На начало 2024 года объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино» заняла первое место в рейтинге самых крупных участников российского рынка кинопроката. В нее входит 72 кинотеатра и 615 залов для просмотра кино. При этом компания занимает приличную долю рынка — 10,6%. Чтобы осознать данные масштабы, достаточно сравнить этот показатель с процентом, который достался второй по списку киносети РФ - «Каро» - 4,8%.

Сеть кинотеатров «Каро»

Изменения после введения санкций коснулись и второй по величине киносети в России — «Каро». На 2020 год компания владела 262 залами и 33 кинотеатрами.

В 2022 году сети пришлось закрыть до 20% залов по всей стране, что повлекло снижение доходов на 30% всего за 6 месяцев. Причина все та же — запрет на показы фильмов зарубежного кинематографа, в особенности таких киноиндустрий, как Disney, Paramount и Warner Bros. Именно они приносили наибольший процент прибыли. В мае того же года пришлось закрыть значительную часть кинозалов по причине низкой посещаемости.


В конце 2022 года у сети осталось 204 кинозала и 32 кинотеатра. На текущий момент — начало 2024 года — ситуация остается стабильной. Все больше делается упор на отечественное кино.

Сеть кинотеатров «Киномакс»

На третьей позиции по величине киносетей в России находится компания «Киномакс», которая занимает 4,4% доли рынка по числу кинозалов в стране.

Падение трафика, отмена зарубежных кинопремьер негативно сказались и на этой сети. Многие кинозалы вынуждены были закрыть, другие стали работать только по выходным. До начала «специальной военной операции» компания «Киномакс» владела 32 кинотеатрами и 265 кинозалами, а под конец 2022 года эти показатели заметно изменились — количество кинозалов сократилось на 30 единиц.

На начало 2024 года в сеть «Киномакс» входит 26 кинотеатров и 127 залов с общим количеством посадочных мест в 23 152.


Кирилл Худяков, сооснователь и управляющий партнер компании Cinema Alliance Group, эксперт рынка кино, участвовавший в создании, реализации и управлении более 100 кинотеатров в России и Казахстане, рассказал: «Киносети будут развиваться. В какой-то степени они благодарны сложившейся ситуации. У них появилась не возможность, а острая необходимость оптимизировать все, что у них было, провести инвентаризацию собственных кинотеатров (какие эффективны, какие менее, где оборудование требует техобслуживания, где замены, где кинотеатр проще закрыть, а где наоборот построить что-то новое). В обычной жизни вопросы оптимизации решаются планово. Например: «Через пять лет мы проверим пять кинотеатров своей сети, через 10 лет - еще пять кинотеатров, а вот через семь лет мы будем модернизировать наши московскую и питерскую «части» кинотеатров». А когда компании оказываются в ситуации, когда нет входящих денег, а исходящие все равно есть, они начинают задумываться о том, где можно сэкономить. Увольнять персонал - плохой вариант, так как кинотеатр похож на ресторан: если нет достаточного количества официантов, то в заведении никогда не будет полной посадки. Как бы вкусно не было, длительное ожидание заказа вынудит посетителей пойти в другое место. С кинотеатром тоже самое. Существует штатное расписание, где отображается сотрудник и зона, за которую он отвечает. Необходимо именно то количество людей, которое требуется для четкой работы конкретного кинотеатра. Так что весь 2023 год крупные киносети занимались именно оптимизацией. В прошлом году претерпели изменения и арендные отношения. Возник такой диссонанс между арендатором и арендодателем (кинотеатрами и ТЦ): не все шли на уступки кинотеатрам, потому что до этого киносети «гнули» в свою сторону. Многие ТЦ ощущали снижение трафика в случае закрытия у них кинотеатра. И теперь моллы хотят вернуть кинотеатры к себе».


«Киносетям также крайне», - продолжает Кирилл Худяков, - «сложно жить без «серого» контента («предсеансное обслуживание», «серый» показ новинок мирового проката, которые официально не представлены дистрибьюторами на территории России - прим. ред.), объективно, на российских фильмах далеко не уедешь, у нас, к сожалению не выходит 12 «Чебурашек», 12 «Вызовов» и пр. в год. Киносети не могут позволить себе «серый» контент из-за опасений попасть в «списки» зарубежных дистрибьюторов. Частным кинотеатрам проще лавировать в этой ситуации. У сетевых кинотеатров также есть еще одна проблема - у них практически нет объектов с небольшим количеством залов. Как правило, сетевой кинотеатр - это 6-8-10-12-24 зала. А это эфирное время надо чем-то заполнять. Невозможно «крутить» один и тот же фильм подряд в восьми залах, просто никто ходить на показы не будет. Разнообразие контента, конечно, появляется: в кинотеатрах стали показывать и футбольные матчи, и компьютерные турниры, и театральные трансляции, и арт-хаусное кино и пр. Так что с одной стороны киносети сильно теряют из-за отсутствия «серого» контента, а с другой стороны они научились диверсифицировать свое предложение. И это здорово! Таким образом кинотеатр приобретает некую иную форму».


В заключение

С 2021 по 2023 года киносетям России пришлось не сладко. Многие сразу же вышли из игры, другие смогли удержаться на плаву и стабилизировать свою деятельность. Даже самые крупные сети кинотеатров страны столкнулись с огромными трудностями из-за санкций. На зарубежных премьерах держался бизнес, но когда они ушли с отечественного рынка киноиндустрии, компаниям пришлось искать новые пути для развития: делать упор на российский и другой кинематограф, предлагать клиентам дополнительные преимущества, повышать цены на билеты. На текущий момент они работают стабильно, находят новые способы продвижения своих услуг и расширяют возможности для клиентов.

*Фото: «Формула кино» в ТРЦ «Океания» (г. Москва), Культура39, Mamado
**Материал подготовлен Татьяной Самойленко, независимым автором, специально для ShopAndMall.ru
***Мнение редакции может не совпадать с мнением автора