Торговые центры расширяют профили

12.04.2016 г.

В связи с  рекордным ростом вакантных площадей в торговых центрах, девелоперы ищут замену в лице арендаторов из сегментов развлечений и образовательных программ. Владельцы ТРЦ готовы поступиться размером ставки, которая традиционно ниже в развлекательной нише, но надеются привлечь посетительский трафик и увеличить время пребывание в ТРЦ. Сочетание развлекательных программ с акциями ресторанов и магазинов может нарастить конверсию.

В 2015 году доля вакантных площадей в Москве побила все рекорды, составив 700 тыс. кв. метров. К примеру, в 2009 году этот показатель достигал 230 тыс. кв. метров. При этом, в 2015 году было введено 62 торговых центра общей площадью 1,89 млн. кв. метров. Новые центры заполняются на 50-60%, а наиболее успешные на 80%. К одному из вариантов наполнения площадей можно отнести расширение модного формата lifestile. В крупных торговых центрах зона отдыха может доходить до 20-30% от GLA.

В прошлые годы девелоперы легко масштабировали свои развлекательные проекты, увеличивая площадь детских аттракционов, боулинга, открывали спортивные площадки, но в 2016 году, превышать запланированный бюджет на формат развлечений они не готовы. Поэтому заполнение будет происходить за счет арендаторов, как развлекательного, так и образовательного сегмента.

С отказом ряда сетей от аренды под магазины, пустующие площади можно было заполнить девелоперскими проектами в сфере досуга. Но с ростом кризисной ситуации во второй половине 2015 года, многие планы по запуску «якорных» зон развлечений девелоперами были свернуты. В связи с понижением арендной ставки сроки окупаемости многих ТРЦ начали сдвигаться на 2-3 года, а выхода из кризиса на горизонте не видно. В то же время, пустующие площади, негативно влияли на презентабельность торговых центров и явно не способствовали конверсии. Многие девелоперы увидели возможность разнообразить tenant mix за счет многопрофильных арендаторов, как в сегменте отдыха, так и обучения.

В целом, можно наблюдать поиск девелоперами оптимального пула арендаторов, которые выйдут на стабильный доход и останутся популярными не один месяц. Очевидно, что метод проб и ошибок продлится весь 2016 год, а ключевые характеристики образовательно-развлекательных проектов можно назвать уже сегодня. В первую очередь, это проекты с доступными ценами, с интересной и обновляемой программой и высоким трафиком, который будет компенсировать низкую маржинальность.

Читать полностью.