ТЦ-призраки в России

23.11.2015 г.

Апокалиптические фотографии некогда успешных и посещаемых, а ныне жутковатых и заброшенных торговых центров в США, знакомы многим участникам рынка недвижимости. Эксперты департамента управления активами и инвестициями NAI Becar проанализировали ситуацию с заброшенными ТЦ в России и пришли к выводу, что, в отличие от США, причины их опустения связаны с тремя факторами: экономическим кризисом, неразрешёнными организационными вопросами и форс-мажорными обстоятельствами. Решить проблему заброшенных объектов можно переоборудовав их в низкокачественные ТЦ, под другие непрофильные функции или наполнив развлекательной составляющей.
 
По данным департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, основную массу заброшенных торговых центров в США составляют объекты, построенные 20-50 лет назад. Они устарели, не выдержали конкуренции и закрылись в следствие низкой посещаемости и падения числа арендаторов. При этом собственники не стали сносить или переоборудовать эти объекты под иной функционал, а просто бросили их. 
 
По словам Ольги Шарыгиной, управляющего директора департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, в России ситуация совершенно иная. «Во-первых, отечественный рынок намного моложе – качественные торговые центры начали появляться около 10 лет назад. Растущий сегмент рынка представляет интерес для девелоперов, и из него стараются «выжать» по максимуму, – рассказывает Ольга Шарыгина. – До недавнего времени торговая недвижимость была вторым по доходности сегментом после жилой. Возможно, по этой причине и вследствие упёртости нашей нации, мы не обнаружили в России ни одного заброшенного торгового центра, который когда-то был успешен, а после перестал посещаться и заполняться арендаторами, как это было в США».
 
Проанализировав бэкграунд обнаруженных в России заброшенных торговых объектов, эксперты NAI Becar пришли к выводу, что их все можно разделить на три группы: недостроенные ТЦ, пострадавшие от экономического кризиса 2008 года; ТЦ, реализация которых приостановилась из-за неразрешённых организационных вопросов; ТЦ, пострадавшие от форс-мажоров.

По мнению Ольги Шарыгиной, в перспективе 10 лет решение проблем для каждого такого объекта будет найдено.  «Заброшенные объекты можно переоборудовать в более низкокачественные торговые центры, заполнив их краткосрочными арендаторами сегмента «эконом», или под другие непрофильные функции, например, склад интернет-магазина, – рассказывает Ольга Шарыгина. – Наиболее распространённым вариантом спасения торгового центра сейчас является наполнение многочисленными развлекательными функциями». По словам эксперта, показательным примером реабилитации затухающего торгового центра может служить ТЦ «Смайл»: благодаря грамотной программе развлекательных мероприятий, политике арендных отношений и усилиям Управляющей компании NAI Becar на объекте, за 2 года «Смайл» превратился из невзрачного малого торгового центра в спальном районе в преуспевающий, оправдывающий своё название, яркий торговый центр с социальной направленностью. В результате, за 2 года работы посещаемость торгового центра выросла на 47%, доходность объекта увеличилась на 54%.

Подробности по ссылке.